Мой город Иркутск
Меню сайта
Спасская церковь



Деревянная Спасская церковь была заложена в 1672 году. В 1706 году началось строительство новой каменной церкви. Острог к тому времени был тесно застроен, деревянная Спасская церковь стояла в его центре. Сносить ее не поставив новую не годилось. И тогда решили встроить здание в крепость. Новое строение предполагалось большим по объему, поэтому для него пришлось разобрать не только часть стены, но и глухую юго-восточную башню. План города вычерченный в 1729 году Михаилом Зиновьевым, показывает церковь в южной крепостной стене, и описание острога, составленное историком Г.Миллером, побывавшим в Иркутске в 1735 году, подтверждает это ее местоположение: "В оном городе на самом берегу реки Ангары малый четырехугольный рубленый город... с тремя глухими башнями на трех углах да с двумя проезжими башнями... да в городовой стене насопротив оной, которая от реки Ангары, соборная церковь каменная, во имя Спаса...".
Гравюра на меди с рисунка Иркутского острога из "Чертежной книги Сибири" С.Ремезова, 1701г. В середине Спасская деревянная церковь.
В июне 1710 года, как сообщает летопись Иркутска, строительство Спасской церкви было закончено. 1 августа состялась церемония освящения храма. Из старой деревянной церкви в каменную была перенесена хоругвь с образом Спаса (с ней, по преданию, пришли русские ставить острог в устье Иркута) и царский подарок - икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I.
Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить место и границы иркутского кремля, составлявшего в течение ста пятидесяти лет центр города.
План Спасской церкви
1 этаж
Здание Спасской церкви существует более двухсот пятидесяти лет, и за столь длительный срок его облик не мог не претерпеть изменений. Первоначально церковь была меньше по объему: увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили позже, как и каменный двухэтажный придел с северной стороны. Неизменным остался объем средней, более низкой части здания - трапезной, высокого четверика с главой и крестом и примыкающей с востока к четверику трехчастной апсидой. На месте колокольни находилась обширная паперть. Высокое парадное крыльцо вело на второй этаж в главное помещение храма. К паперти было пристроено гульбище, прилегавшее к зданию с южного и северного фасадов и позволявшее попасть в основное помещение церкви, минуя трапезную.
План Спасской церкви 1706 года
2 этаж
Первые каменные двухэтажные здания имели деревянные крыльца и гульбища, так как внутренних лестниц не устраивали. На колокольню и в подвал вели лестницы прямо в толще стены (двухметровая ширина вполне позволяла это) а к порталам второго этажа - крыльца и гульбища.
Кровля Спасской церкви была выполнена из дерева. Главу над четвериком одели в осиновый лемех и возвели над ней простой и суровый в своих очертаниях рубленый крест.
Первоначальные оконные проемы на фасадах были совсем небольшими. Чтобы сберечь тепло в долгую и студеную зиму, все окна, включая и самые верхние окна четверика, закрывались ставнями. На случай пожара или "недоброго воровского умысла" ставни, как, впрочем, и двери, делали из железных листов, усиленных накладными полосами на заклепках
Ныне существующая высокая и мощная колокольня заменила собой паперть. Разобрано гульбище, и поэтому порталы второго яруса "висят" в воздухе. В растесанные оконные проемы вставлены двойные остекленные рамы, тес утсупил место кровельному железу, глава сверкает позолотой, а венчает ее теперь ажурный кованый и вызолоченный крест. О существоании железных дверей и ставен напоминают лишь вмурованные в стены подставки. Однако изменения не заслонили ни живописной композиции основных объемов, ни богатейших, "иссеченных" на самой стене дивных узоров.
Декор Спасской церкви сочен и пластичен; рисунок его льется привольно и свободно. Уверенно положенные и органично взаимосвязанные линии создают в обрамлении окон и дверей нарядные, глубоко своеобразные композиции. В декоре наличников использован тесаный кирпич. Рисунок орнамента делал сам уставщик, вырезая его шаблоны из берестяных лубков. По готовым образцам каменщики вытесывали кирпич нужного профиля. Удачно задуманному рисунку вполне соответствовала высокая техника исполнения его в материале.
Для каждого яруса и фасада зодчий находит свой неповторимый орнамент. Самые простые наличники обрамляют окна первого яруса южного фасада трапезной и четверика. Оконные проемы подчеркнуты полуколонками, перехваченными валиками. Лаконичность убранства сообщает нижней части здания монолитность, подобающую основанию. Подобно постаменту, она выносит на себе второй этаж, отличающийся более подробной разработкой декора. Окна здесь украшены не только полуколонками, но и скульптруно вылепленными рельефами. Пластичные изломы линий придают стенам живописную нарядность.
Архиерейский дом
Портал второго яруса выделяют более крупные, чем на окнах, полуколонки, украшенные сверху донизу резьбой от простой геометрической насечки до лепестков, овалов дынек. Над порталом расположен глубоко профилироанный киот для живописи. Декор набирает силу от яруса к ярусу, чтобы вдохновенно вылиться в причудливый рисунок самых верхних окон четверика. Полуколонки, многократно перехваченные полочками, дробятся и превращаются в прихотливые нити драгоценного ожерелья. Выше - те же мастерски вылепленные скульптурные рельефы. И не случайно зодчий ставит окна вплотную. Декоративная ткань обрамления становится полнозвучнее, а тонкая моделировка деталей на фоне чистой глади стены выглядит исключительно изящно.
Декор северного фасада несколько скромнее. Северные ветры больше выбивали тепла, и поэтому оконные проемы здесь сделали поменьше, сократили и число окон. Очень хороши наличники этого фасада в виде разорванного фронтона. Выразительный рисунок получился за счет выкладки полных кирпичей лесенкой. Если бы вам вздумалось персчитать ступеньки в каждой из них, то, к немалому своему удивлению, двух одинаковых "лестничных маршей" вы бы не обнаружили. А присмотрелись бы к другим однотипным наличникам, подметили бы несовпадение отдельных деталей: то добавлен лишний валик или полочка, то гофрированный поясок или порезка, а на апсиде окна первого и второго яруса даже смещены с одной оси. Древнерусские зодчие намеренно отступали от геометрической правильности, избегали повторения однообразных, хотя и удачных самих по себе, деталей. Разночтения "в мелочах" усложняли игру света, создавали живой, лишенный докучливой монотонности наряд старинных построек.
Декоративное убранство Спасской церкви выполнено тактично, с чувством меры. Насыщенные светотенью обрамления окон и проталов выразительно сочетаются с гладкими, тонко профилированными поверхностями стен. Боковые лопатки лишь на уровне второго яруса в месте смыкания апсиды и четверика переходят в сдвоенные полуколонны. Карниз четверика выделен узким пояском с полукружиями ложных закомар. Междуэтажное членение подчеркнуто бегунком, а цоколь отделен от первого яруса поребриком, окаймленным валиками. Это типичные приемы мастеров XVII века.
Сочетание чистых плоскостей стен и сложного декора проемов, точно найденные пропроции объемов лежат в основе гармоничного и цельного облика архитектурного памятника. В создании запоминающегося образа сооружения не последнее место принадлежит цветовому решению. Белизна извести покрыла стены, цвет зелени лег на ставни и двери, яркий сурик выделил затейливые переплетения оконных решеток. Искрящимся пятнам слюдяных окончин вторил сдержанный серебристо-серый блеск лемеха главы. Цветовой строй отделки фасада традиционен для каменной архитектуры XVII века, он способствовал более полному выявлению композиции здания.
Спасская церковь в ансамбле Иркутского исторического центра (в центре)
Тонким художественным вкусом отмечено и убранство внутренних помещений. Над их оформлением работали десятки мастеров - изографов, иконописцев, резчиков по дереву, позолотчиков, златокузнецов, чеканщиков.
Сводчатые стены низкой трапезной были покрыты живописью. Она выполнена темперной краской и посвящена библейским сценам. Расписан и четверик, но главное украшение этого высокого и светлого помещения - четырехярусный, на всю высоту стены, иконостас. В потоках света лившегося из боковых окон и сверху, из щелевидных окон световой главы тожественно сияла позолота ажурных царских врат, витых колонн, чеканных риз и яркая живопись икон. Мастерски выполненные предметы декоративно-прикладного искусства, станковая живопись, монументальная роспись, объединенные в интерьере, не могли не производить сильного эмоционального впечатления.
Поставленная в центре шумного богатого города, в пределах крепости, где сосредоточивалась административно-торговая жизнь, Спасская церковь изначально не только служила местом отправления религиозных обрядов, но и была связана с самыми разнообразными сторонами бытия горожан. И не случайно первый этаж здания был отведен для чисто мирских целей: здесь размещались кладовые с "мягкой рухлядью", а часть помещений сдавалась купцам и лавочным сидельцам.
С паперти церкви оглашались царские и воеводские указы, здесь выбирали должностных лиц, проводили судебные разбирательства. У церковных стен подъячий, взявший на откуп "площадное письмо", скреплял крепостными актами хозяйственные и торговые сделки, писал челобитные, составлял прошения. И где, как не здесь, в самом людном месте, можно было узнать и обсудить городские новости и вести, привезенные из Московии. В военную годину отсюда провожали ратников и ополченцев, сюда несли пожертвования на военные сборы и в пользу раненых.

В советское время Спасская церковь была заброшены, кресты сбиты, настенная роспись осыпалась и забелена.




Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017